|
В
Новосибирском государственном медицинском университете уже несколько
десятилетий проводятся исследования благотворного воздействия на организм
минеральной воды «Карачинская». О результатах, полученных при работе с
пациентами с сердечно-сосудистыми заболеваниями, рассказывает Александр
Борисович КРИВОШЕЕВ, доктор медицинских наук, доцент кафедры факультетской терапии НГМУ:
- Наша
кафедра, начиная с 50-х годов, занимается вопроосами реабилитации больных с
сердечно-сосудистыми заболеваниями. Это больные, которые перенесли инфаркт
миокарда. Программа по реабилитации и вторичной профилактике таких больных
немедикаментозными методами лечения имеет государственный регистр, хотя и не
финансируется из госбюджета. И второе наше направление – мы курируем проблемную
комиссию по природным ресурсам Сибири: Это, по сути дела, курортные возможности
региона по реабилитации больных в наших естественных условиях.
Объединив
накопленный опыт, мы с 2000 года начали интересное исследование. Дело в том,
что наш современный больной сегодня не болеет одной болезнью. Как правило, это
сочетанная патология, то есть сразу несколько заболеваний. И здесь встает
вопрос о том, как проводить реабилитацию, какой образ жизни формировать, чтобы
помогая в одном, не навредить в другом.
Мы
обратили внимание, что те пациенты, у которых были заболевания органов
пищеварения – хронические холецистты, гастриты, дискинезия желчевыводящих
путей, язвенная болезнь – в свое время лечились минеральными водами. А с
течением времени у них добавились заболевания сердечно-сосудистой системы –
артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца. В силу инерции они
продолжали принимать минеральные воды. И мы решили посмотреть, как эти
«курортные» методы можно применять в домашних условиях именно у пациентов с
сердечно-сосудистой патологией. В частности, обратили на факторы риска,
имеющиеся у таких пациентов, один из которых – нарущение липидного обмена
(общий холестерин, триглицерины и т.д.).
Был
разработан метод приема минеральной воды, отличающийся от традиционного при
болезнях органов пищеварения (три раза в день по 200 мл). Предложенный нами
модулированный метод приема минеральной воды предполагае больший объем –
пациент принимает 1 литр минеральной воды в день. Конкретно мы взяли
«Карачинскую» - это та вода, которая наиболее распространена в нашем регионе,
доступна, по химическому составу она относится к хлоридно-нитро-карбонатным
водам и практически является аналогом кавказских минеральных вод, в частности
всем нам известной «Есентуки 4». Надо сказать, что это эмоционально приятная
терапия – когда человек не проходит какие-то болезненные процедуры, и пьет не
горькие таблетки, а минеральную воду.
Мы
посмотрели в динамике, какие происходят сдвиги в обменных процессах. Пациенты в
течение 10 дней принимали по 1 литру «Карачинской» в определенном питьевом
режиме, и при этом фиксировались показатели работы почек, артериального
давления, проводился суточный мониторинг. Для контроля результатов была также
организована группа пациентов, которые получали плацебо – то есть, обычную воду
в таком же режиме.
Получили,
в общем-то, неожиданные для нас результаты. У больных с умеренной и легкой
гиперхолестермией идет достоверное снижение уровня холестерина. И если проведено
два-три курса приема минеральной воды (по 10 дней раз в два месяца),
положительный эффект удерживается затем до 3 месяцев. Что, конечно,
положительно сказывается на профилактике сердечно-сосудистых заболеваний.
То есть,
благодаря приему «Карачинской» минеральной воды у пациентов восстанавливается
минеральный обмен. Самое интересное, что такие курсы мы проводили у людей с
нормальным уровнем холестерина, и он оставался на прежнем уровне. То есть,
получается, что такая терапия действует избирательно, нормализуя уровень
холестерина в том случае, если есть нарушения.
Кстати
В ходе исследований также отмечено, что у больных с
хронической сердечной недостаточностью в результате питьевого приема МВ
«Карачинская» постепенно нормализуется частота сердечных сокращений (см.
схему), а в группе больных с артериальной гипертензией с 5-6 дню отмечалось
снижение артериального давления в утренние часы, а по окончании курса лечения
отмечалась его стойкая стабилизация.
Подготовила Ирина ГЛЕБОВА
|